В условиях, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин прилагает максимум усилий по укреплению в нашей страны межконфессионального и межнационального согласия, в условиях, когда представители всех национальностей и религий, с оружием в руках, зачастую и ценою своей жизни, обеспечивают безопасность государства, когда, нашему обществу необходимо максимально показать единство наших народов, когда мы должны содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, к огромному сожалению, находятся инициаторы нормативных актов, направленных на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в России. Как стало известно, 22 октября 2024 года, был опубликован Приказ Министерства образования и молодежной политики Владимирской области от 22.10.2024 № 32-н «О внесении изменений в постановление департамента образования администрации области от 26.01.2017 № 2» (Зарегистрирован 22.10.2024 № МОиМП2024-032) — одна из таких деструктивных инициатив.
Ничто не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Хотели бы отдельно обратить внимание, что в данном документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды («Не допускается ношение в образовательных организациях одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д.).», что вызывает не только наше недоумение, но и вопрос относительно нарушения составителями документа статьи 136 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Надеемся, что это лишь по причине недостаточной его проработки составителями документа, а не целенаправленные действия против мусульман, направленные на дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии.
Важно понимать, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого «хиджаба», где лицо остается открытым. Это не просто религиозная одежда, это не религиозный атрибут — это ежедневная традиционная одежда мусульманки — символ ее чести и достоинства. Напомним также, что законодательство Российской Федерации не ограничивает ношение хиджаба, более того разрешает фотографирование в хиджабе для получения паспорта. Любой запрет в этой сфере — это нарушение Положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ и т.д. Речи о запрете хиджаба не может идти.
Попытки в качестве доводов говорит о национальной безопасности в контексте образовательных организаций также несостоятельны… Сколько девушек мусульманок в хиджабе в образовательных организациях совершали теракты, занимались скулшутингом? Зачастую именно девочки в хиджабе (в платках) отличаются примерным поведением, хорошей учебой и не занимаются деструктивными деяниями.
Хотели бы также обратиться к «борцам с платками девочек», чтобы свои усилия все же они направили на эффективную практическую работу по формированию в образовательных организациях Российской Федерации традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на профилактику деструктивной идеологии, на поддержку специальной военной операции, которая, действительно, является сегодня важнейшей миссией нашей страны, обеспечивающей национальную безопасность (мусульмане России это делают регулярно), а не занимались популистскими незаконными запретами религиозной одежды.
Хотели бы также напомнить, что Федеральный закон об образовании (на который ссылаются авторы Приказа Министерства образования и молодежной политики Владимирской области) запрещает использовать образовательную деятельность для принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
В этой связи Координационный центр мусульман Северного Кавказа (крупнейшая централизованная исламская религиозная организация Российской Федерации) просит ответственные органы власти:
1. Дать правовую оценку Приказу Министерства образования и молодежной политики Владимирской области от 22.10.2024 № 32-н «О внесении изменений в постановление департамента образования администрации области от 26.01.2017 № 2»
(Зарегистрирован 22.10.2024 № МОиМП2024-032) в части наличия признаков явных противоречий с Конституцией Российской Федерации и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ, «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
— Статья 28 Конституции Российской Федерации (Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними).
— Пунктов 1,2,3,4,6 Статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
— Статьи 136 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина).
2. Принять законодательные акты на государственном уровне, предусматривающие невозможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации или иными органами нормативных актов относительно возможности запрета ношения обязательной религиозной одежды в Российской Федерации, соответственно, позволяющие нарушать Положения Основного Закона Российской Федерации.