Есть на земле места - где непременно хочется побывать. Одно из таких мест - Казань. Побывать в столице всех татар хотелось очень давно, но только в октябре 2010 года эта мечта осуществилась!

Знакомство с городом началось с Кремля. Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия

, так как это:

 

- единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и власти;

- единственно сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость;

- наиболее северная точка распространения ислама в мире;

- в архитектуре Кремля представлено уникальное сочетание двух основных вероисповеданий: ислама и православия;

- итог исторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, татарской, итальянской и русской.

Казанский кремльБашня Сююмбике

С 1992 года на территории Казанского Кремля располагается резиденция Президента Республики Татарстан.

Одним из шедевров казанского зодчества на территории Кремля является башня, которая носит название по имени казанской царицы Сююмбике. Башня Сююмбике представляет собой стройное семиярусное сооружение из красного обожженного кирпича и поражает четким выразительным силуэтом, безукоризненностью пропорций и строгой сдержанностью убранства. Когда наша группа находилась у подножия башни, произошло удивительное природное явление – прямо над башней была радуга, хотя до этого не было дождя, небо было чистым и светило яркое солнце!

Жемчужиной Казанского Кремля является мечеть «Кул Шариф». Свое название она получила по имени легендарного настоятеля сеида Кул Шарифа, который вместе со своими учениками героически погиб, защищая город. Мечеть являлась главным храмом Казанского ханства, но была разрушена в 1552 году при взятии города войсками Ивана Грозного. В год тысячелетия Казани мечеть вновь распахнула свои двери и является символом духовного возрождения татарского народа. Мечеть имеет четыре уровня. На нижнем уровне расположены Музей ислама, административные и технические помещения, а также очень удобные залы для омовения. На первом этаже зала выставлен красивейший макет мечети «Кул Шариф», выполненный из драгоценного металла и   камней. На втором этаже находится молитвенный зал, рассчитанный на 800 человек, над ним находится галерея для женщин вместимостью 300 человек. В главном молитвенном зале возле минбара (трибуна в мечети) под стеклом выставлен кусок кисвы. Кисва – это покрывало Каабы, сотканное из чистого черного шелка. Украшают кисву вышитые золотой канителью аяты из Корана, выбор которых не меняется, но совершенствуется стиль написания. Ежегодно Каабу покрывают новой кисвой. Это событие происходит на девятый день месяца зуль-хиджа. А прежняя кисва, разрезанная на кусочки, как великая реликвия передается в дар мусульманским странам и организациям. В России кусочки кисвы можно увидеть в Московской соборной мечети и в Казанской мечети «Кул Шариф». В мечети «Кул Шариф» кусочек кисвы – это подарок Короля Саудовской Аравии народу Татарстана. Интерьер мечети богато декорирован росписями, мозаиками, резьбой по камню и дереву. Мечеть «Кул Шариф» восхищает своим великолепием, изящностью, красотой и является гордостью и украшением города Казани.

Мечеть Кул Шариф

Далее была обзорная экскурсия по городу. Неповторимость облика города, своеобразие планировочных решений, оригинальность его силуэта определяются как природно-географическими условиями, так и особенностями исторического развития. Ровные участки городской территории чередуются с холмами и оврагами. Широкая водная поверхность реки Казанки, разлившейся у стен Кремля более чем на километр, озеро Кабан в черте города и, конечно же, красавица Волга придают городу особую живописность. В историческом центре города сосредоточено большое количество памятников истории, культуры и зодчества. Здания разных эпох и стилей, подчеркивая архитектурно-художественные качества друг друга, создают сложную, многомерную, но единую объемно-пространственную городскую среду. И все это городское великолепие дополняют скверы и прекрасные парки с водоемами, фонтанами, с пешеходными дорожками и клумбами, на которых не смотря на позднюю осень еще очень бурно цвели цветы!

Мечеть Кул Шариф

Наша поездка была очень насыщенной, находясь под большим впечатлением от красоты города, нам нужно было спешить в Татарский Государственный Академический театр имени Г. Камала на просмотр спектакля «Алты кызга бер кияy». С первых же минут действие спектакля захватывает и начинаешь жить тем, что происходит на сцене. Думаю, что спектакль никого не оставил равнодушным. После спектакля совершили небольшую экскурсию по вечерней Казани и остановились у стен Кремля, чтобы полюбоваться на освещенную мечеть «Кул Шариф». Не хватает слов, чтобы описать весь восторг от этой неземной красоты!

Второй день нашего пребывания в Казани начался с посещения музея Габдуллы Тукая – великого татарского поэта, одного из основоположников татарской литературы и современного татарского языка. Музей Г. Тукая находится в одном из самых красивых зданий Старо- Татарской слободы в так называемом «Доме Шамиля». В экспозиции музея выставлены личные вещи Габдуллы Тукая, его прижизненные фотографии, изданные произведения, газеты и журналы, с редакциями которых он сотрудничал, посмертная маска поэта. Во время экскурсии можно было не только увидеть экспонаты, выставленные в музее, но и услышать отрывки из его стихов:

О душа, ты отметалась! К Богу своему иди,

Отвращала взор от света, а теперь не отводи.

Братцы, други, одноверцы, мой наказ мулле таков:

Покаянные две строчки над могилою прочти.

Кто считал меня неверным, устыдись прощальных слов:

Моего Корана веру я всегда хранил в груди.

Поражает то, что прожил Габдулла Тукай всего двадцать семь лет, а его произведения вошли в золотой фонд татарской поэзии и мировой литературы.

Вселенский храм

Посетили музей Каюма Насыри. Музей был открыт в 2002 году в доме, являющемся памятником татарского деревянного зодчества и расположенном на территории Старо-Татарской слободы. Экскурсовод музея с чувством большой любви и уважением к Каюму Насыри рассказала нам о том, что он был очень одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он создал наряду с многочисленными художественными произведениями фундаментальные труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству. В течение двадцати четырех лет К. Насыри издавал настольный ежегодный календарь на татарском языке, где наряду с чисто календарным помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом. По завершении экскурсии сотрудники музея в теплой уютной обстановке угостили нас чаем с татарскими национальными блюдами.

Далее была встреча с муфтием духовного управления мусульман Республики Татарстан Гусман хазратом Исхакый. В неофициальной обстановке можно было задать вопросы на волнующие нас темы.

Побывали и в мечети Марджани, которая была построена с 1767 по 1769 годы. Это была единственно действующей в годы советской власти мечеть. Очень понравился женский зал, в котором очень уютная, располагающая к молитве обстановка.

Походили и по магазинам, где можно было купить и мусульманскую одежду, и исламскую атрибутику и сувениры, и угощения для своих родных.

Вселенский храм
Вселенский храм

В завершении нашей экскурсии посетили Вселенский храм Ильдара Ханова. Храм поражает тем, что центральный «византийский», характерный для православных церквей купол находится в окружении кровель и наверший, характерных для храмов совсем других религий: китайский купол, индийский, христианский крест, рядом знак – Рериха, мусульманский полумесяц, звезда Давида. В 1960 году Ильдар Ханов окончил Казанское художественное училище по классу монументального искусства, а в 1968 – Суриковский институт в Москве. Стал членом Союза художников СССР. У него было много персональных выставок, сейчас работы Ильдара находятся во многих музеях России. В поисках знаний, в попытках постичь мир и себя в нем Ханов много ездил. Дороги привели Ильдара в Тибет, в Индию, он изучал искусство восточных стран, буддизм, йогу, тибетскую и китайскую медицину. Тогда и возник в глубине души и начал обретать очертания Вселенский Храм. Вернувшись на родину, стал строить Храм, в котором хочет соединить шестнадцать религий: те, что живут сейчас, те, что остались в глубоком прошлом и те, о которых человечество еще не знает. Он мечтает провозгласить равенство всех религий, культур и цивилизаций нашей планеты. Хочет создать первый очаг объединения людей вокруг единого Господа.

Вселенский храм

Знакомство с достопримечательностями Казани оставляет неизгладимое впечатление и навсегда останется в памяти!

 

Реиса Якубина